подписка
Подписаться
А. Апель, В. Гунько, И. Соколов
28/02/2002

Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах

Источник: ИД 'Питер'

С началом функционирования с 1992 г. настоящей системы налогообложения у большого числа потенциальных налогоплательщиков появилось желание минимизировать налоговые платежи. Некоторые из налогоплательщиков в своих стремлениях стали переступать грань легальной минимизации налоговых платежей и переместились в криминальную сферу, полностью уходя от налогообложения.

Для ритмичного функционирования любого хозяйствующего субъекта необходим эквивалент обмена с другими контрагентами по бизнесу. Таким эквивалентом являются деньги. Предприятия и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, функционирующие в легальном экономическом пространстве, используют для своих расчетов как безналичный денежный оборот, так и наличный. В целях снижения эмиссии новых наличных денежных средств наличный оборот имеет некоторые ограничения со стороны государства для юридических лиц. Все безналичные расчеты осуществляются через учреждения банковской системы страны и довольно просто контролируются налоговыми органами. Наличный денежный оборот проконтролировать в настоящих условиях довольно трудно. Поэтому предприятия и организации, функционирующие в "теневом" и "черном" секторах нашей экономики, пользуются в своих расчетах между собой и с предприятиями легальной экономики наличными денежными средствами. Наличные денежные средства, работающие в "теневом" и "черном" секторах экономики ("черный нал"), участвуют в последующем обороте, также необлагаемом никакими налогами. Прибыль и другие объекты налогообложения, выводимые из официальной экономики страны, подрывают ее экономическую и политическую безопасность. Неучтенные денежные средства создают благоприятные условия для проведения крупномасштабных финансовых афер, участвуют в легализации денег, полученных от незаконного оборота наркотиков и оружия, рэкета и других видов преступности. "Черный нал" необходим практически всем предприятиям для оплаты номенклатурной или криминальной "крыши". Таким образом происходит подпитка криминалитета. В ряде случаев "черный нал" приобретается и вполне благонадежными предприятиями для оплаты наличными деньгами срочных и аварийных работ на производстве.

Сложилась ситуация, когда в стране наличные деньги стали дороже безналичных. Как только появились разница в ценах и потребность в таком специфическом товаре, как наличные деньги, то сразу стихийно организовался и соответствующий бизнес – обналичивание денежных средств. Средства массовой информации 1992-1993 гг. пестрели рекламой специально созданных фирм по обналичиванию денежных средств. Появление терминов "обналичивание" и "черный нал", "теневой" и "черный" сектора экономики является следствием несовершенства налоговых и иных финансовых законов России начала 90-х гг. По данным ФСНП России, более 40% взаиморасчетов предприятий и предпринимателей выполняется в "черном нале". В 1992 г. произошел резкий рост числа коммерческих банков. Чтобы восстановить контроль над финансовой сферой, были созданы расчетно-кассовые центры (РКЦ) Центрального банка РФ. Все расчеты должны осуществляться через них. Но в процессе становления РКЦ были допущены ошибки, исправлению которых только в 1992 г. было посвящено более 130 указаний ЦБ. Этот период отмечается наибольшим числом преступлений в финансово-денежном секторе. Тогда же отмечался массовый переход к расчетам за наличные деньги, перекачка денег в нелегальный бизнес. Кроме совершенствования банковской структуры государство в тот же период вводит поправки в налоговые законы, и в первую очередь в закон об НДС. Налогом на добавленную стоимость стали облагаться любые хозяйственные поступления денежных средств на предприятия, разработчики Гражданского кодекса игнорировали такое понятие, как финансовая помощь предприятий. Кроме того, было установлено ограничение на расчеты наличными деньгами между юридическими лицами. Эти меры заставили новый вид бизнеса – "обналичивание" – уйти из легальной экономики. Этот уход усугубляется в настоящее время простотой и легкостью регистрации новых предприятий, а также отсутствием должного контроля за этим процессом.

Кроме криминального и экономического аспектов незаконный денежный оборот имеет и социальный аспект. Значительные денежные средства недополучают бюджет и внебюджетные фонды. Дефицит бюджета создает предпосылки к несвоевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пособий, пенсий. В то же время услугами социальной сферы пользуется все население страны независимо от участия в легальной экономике.

Дестабилизация обстановки в социальной сфере приводит к напряженности в политической жизни страны, к кризисным ситуациям в отдельных регионах и отраслях хозяйства.

"Черный нал" не проходит ни по каким документам. То есть незаконно добытые деньги как бы не существуют в природе. Хотя реально они есть и выполняют свои функции. Это усиливает дефицит денежной массы, что ведет к печати бумажных денег, отсюда, как следствие, усиление инфляционных процессов в стране.

Для налоговой полиции тема нарушений действующего законодательства с участием налично-денежного оборота является крайне актуальной, так как только с помощью оперативно-розыскных мероприятий можно выявить и пресечь такие правонарушения и преступления. Методами и силами Государственной налоговой службы невозможно даже выявить предприятия, занимающиеся обналичиванием. С другой стороны, находится ли такой вид правонарушений и преступлений в компетенции ФСНП? Сомнений не может быть, так как нарушения с налично-денежным оборотом сопровождаются занижением объектов налогообложения; как правило, завышаются затраты, включаемые в себестоимость продукции, работ и услуг, что ведет к неправомерному занижению прибыли. Зачастую затраты вообще являются фиктивными:

  • выводятся из-под налогообложения доходы физических лиц от сделок по обналичиванию;
  • скрываются объекты налогообложения по налогу на добавленную стоимость и другим налогам.

Нужно, однако, отметить, что рассматриваемые в настоящей работе правонарушения и преступления всегда совершаются в комбинации с другими нарушениями действующего законодательства. Это и незаконная предпринимательская деятельность, и мошенничество. В связи с этим при выявлении и пресечении противоправных деяний с использованием налично-денежного оборота необходимо привлечение и взаимодействие других правоохранительных органов.

Пытаясь навести порядок в денежном обращении страны, Советом Министров – правительством Российской Федерации 30 июня 1993 г. Постановлением № 626 введено ограничение на расчеты между юридическими лицами наличными денежными средствами. С июля 1993 г. по декабрь 1994 г. это ограничение составляло 500 тыс. руб. Постановление правительства России от 17 декабря 1994 г. увеличило предел расчетов до 2 млн руб. В связи с изменениями в федеральном законодательстве с сентября 1997 г. предельный размер платежей наличными деньгами стал устанавливать Центральный банк России.

Руководствуясь ст. 4 федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и решением Совета директоров Банка России от 12 сентября 1997 г. (протокол № 35), Центральный банк устанавливает в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу:

  • между юридическими лицами в сумме 3 тыс. руб. – до октября 1998 г., 10 тыс. руб. – с ноября 1998 по ноябрь 2001 г., с декабря 2001 г. – 60 тыс. руб.
  • для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье – в сумме 5 тыс. руб., 15 тыс. руб. и 60 тыс. руб. по соответствующим периодам;
  • для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц в сумме 5 тыс. руб., 15 тыс. руб. и 60 тыс. руб.

В соответствии с "Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации" и "Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий.

При несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также при несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями применяются следующие меры финансовой ответственности:

  • за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм – штраф в двухкратном размере суммы произведенного платежа;
  • за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности – штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;
  • за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов – штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

Предусмотренный Указом президента РФ № 1006 штраф на руководителей предприятий, допустивших нарушения условий работы с денежной наличностью, практически нигде не применяется. В данном случае президент превысил свои полномочия, так как установление административных штрафов – прерогатива федерального законодательства.

К сожалению, настоящее законодательство довольно выгодно нарушать, и при этом достаточно просто уйти от наказания. Установленный предприятию лимит кассы достигается простой выдачей излишков денег под отчет любому сотруднику предприятия. Величина подотчетных сумм не ограничивается ни по размеру, ни по сроку выдачи. Выдача наличных денег под отчет дает возможность не только уйти от ответственности в случае превышения лимита кассы, но и "заработать" неучтенные наличные денежные средства для последующего их неучтенного оборота.

Расчеты между юридическими лицами в размерах, превышающих предельные суммы, выполняются повсеместно, но документально все оформляется таким образом, что применение штрафов возможно только для самых "незадачливых". При этом виде нарушений наказание применяется только в отношении юридического лица, осуществившего платеж, т. е. плательщика. Продавец при этом ответственности не несет. В то же время именно продавец в большей степени заинтересован в совершении сделки. Отсюда ничем не рискующий продавец выдает покупателю оправдательные документы, дробящие платеж на части, не превышающие установленный предел (квитанции к приходному кассовому ордеру, товарные чеки и др.).

В наиболее общей схеме обналичивания можно выделить следующих участников:

  • заказчик наличных денежных средств, инвестор (далее на схемах обозначается "Заказчик");
  • обналичивающая фирма (далее на схемах обозначается "Исполнитель");
  • кредитное учреждение (далее на схемах обозначается "Банк Исполнителя").

Далее в схемах могут встречаться и другие участники, и, следовательно, применяться и другие обозначения.

В ходе проведения проверочных мероприятий необходимо выявить схему сделок, участников и их роль в сделке, механизм их взаимоотношений. При этом основное направление этих мероприятий должно быть обращено на выявление нарушений налогового законодательства, допущенное в ходе сделок участниками обналичивания.

Принципиальная схема обналичивания довольно проста: заказчик наличных денег имеет на своем расчетном счете безналичные денежные средства. Для целей, указанных ранее, необходимы наличные деньги. С одной стороны, обслуживающий Заказчика банк требуемую сумму без соответствующего обоснования не выдаст, с другой стороны – операции с такими деньгами будут под пристальным вниманием как налоговой инспекции, так и обслуживающего банка. Теми или иными путями находятся исполнители – обналичивающие фирмы, имеющие некоторые определенные характерные черты.

Характерные черты участников незаконных финансовых операций

Как уже говорилось ранее, фирмы, занимающиеся обналичиванием денежных средств, используют довольно ограниченный круг способов. Для прикрытия своей деятельности в основную цепочку вводятся дополнительные элементы, усложняющие раскрытие преступления или правонарушения правоохранительными органами. Несмотря на это, практика налоговой полиции уже выработала пути пресечения этих преступлений. Определены также основные черты и признаки обналичивающих организаций. Основными признаками таких фирм, предприятий или организаций являются:

  1. Регистрация на подставных лиц:
    • по паспорту лиц, не ведающих о конечных целях его применения (студенты, пенсионеры, бомжи);
    • по похищенным паспортам;
    • по паспортам несуществующих лиц (по поддельным паспортам, по паспортам умерших);
    • по паспортам безвольных лиц;
    • по потерянным паспортам;

      (В ряде регионов страны уже начинает складываться практика проверки учредителей по базам данных утраченных паспортов перед регистрацией.)

    • по паспортам, полученным обманным путем во временное пользование. Например, при оформлении на работу в несуществующую фирму требуют на некоторое время паспорт, за 2-3 дня оформляется на имя владельца паспорта фирма, затем выполняется возврат паспорта его владельцу с глубочайшими извинениями.
  2. Первоначальная регистрация на реальных лиц, но с последующим изменением состава учредителей. При этом в состав предприятия вводятся студенты, бомжи, пенсионеры.
  3. Исполнительными директорами фирм по обналичиванию являются подставные лица либо лица, пользующиеся потерянными или украденными паспортами.
  4. Имущественный взнос в уставный капитал. Соответственно и имущество фальсифицировано, и взнос в уставный капитал (зачастую это оргтехника, мебель). Адреса и телефоны – вымышленные.
  5. Государственная регистрация и постановка на учет в ГНИ производятся в конце текущего квартала года либо в самом его начале.
  6. В целях уклонения от налогообложения обналичивающие фирмы используются 3-4 месяца между периодами бухгалтерской отчетности. Наблюдается тенденция к сокращению сроков функционирования этих фирм с усилением внимания к ним со стороны налоговой полиции.
  7. Большой дневной оборот по расчетному счету, обнуление его к концу банковского дня. Увеличение интенсивности оборотов к концу недели. Отсутствие прихода на расчетный счет незначительных сумм. Суточный оборот достигает 100 тыс. деноминированных рублей и выше.
  8. По мере прекращения деятельности юридические дела из банков и регистрационных учреждений исчезают.
  9. Как правило, в обналичивающих фирмах бухгалтерский учет не ведется. Фиктивная документация, подтверждающая затраты заказчика, передается в незаполненном виде, но с печатями и подписями. К такой документации относятся договоры, сметы, акты приемки.

Роль банков в осуществлении противоправных деяний с денежной наличностью

Практически во всех случаях обналичивания денежных средств одним из партнеров в этих схемах является коммерческий банк. Это объясняется тем, что банк имеет свой процент за ведение через него расчетов. В то же время банки аккумулируют крупные суммы как наличных, так и безналичных денежных средств, огромное количество денежных операций срабатывает как своеобразный щит, прикрывающий противоправные операции от контролирующих и правоохранительных органов.

Банк использует аккумулированные деньги для нужд кредитования. Если в ходе оперативных мероприятий расходные операции по расчетному счету клиента банка приостановлены, то такое положение для банка является очень выгодным. В этом случае банк будет продолжительное время бесплатно пользоваться денежными средствами своего клиента, в отношении которого проводятся проверочные мероприятия. При этом получается своеобразное беспроцентное кредитование клиентом своего банка.

В ряде случаев такие действия банку невыгодны. Это возможно при создании обналичивающей фирмы самим банком или в случаях, когда банк был инициатором ее создания. Приостановление расходной части операций по расчетному счету "родного" клиента активизирует банк в поисках способов для того, чтобы спасти хотя бы часть денежных средств. Банк перестает принимать платежи под всякими благовидными предлогами и старается возвращать обратно платежи, присланные на расчетный счет "родного" клиента. Иногда платежи переадресовываются на другие расчетные счета. Таким образом, ограничиваться арестом расчетного счета только обналичивающей фирмы не следует.


Купить книгу

Прокомментировать
Читайте также
06/03/2002
Казань принимает отчетность в электронном виде
С 1 апреля 2002 года в Казани вводится новая форма налоговой отчетности. Налогоплательщикам предлагается сдавать в налоговые органы города информацию в электронном виде... Подробнее
11/02/2002
Европа введет новый НДС на электронную торговлю
В ближайшее время министры финансов стран-членов Евросоюза должны одобрить изменения порядка начисления налога на добавленную стоимость (НДС) в сделках электронной торговли... Подобная практика может стимулировать внешнюю торговлю европейских предпринимателей и одновременно создать определенные трудности на пути их конкурентов из-за рубежа. ... Подробнее
24/01/2002
Бухгалтерская отчетность станет электронной
Проект предоставляет возможность создания, хранения и передачи бухгалтерской отчетности в электронном виде... Подробнее