подписка
Подписаться
Валерий Кутуков
07/03/2003

Электронный бизнес - ошибки и решения. Часть 4. Рыночные возможности и финансирование

Предыдущая часть: "Структура проекта"


Рыночные возможности


"Лишь после того, как мы искусно овладеем всем тем, что блестяще использует враг, мы сможем говорить о победе над ним"
Седзан Сакума


Еще одной группой причин, приводящих к провалу проектов, является неверная оценка ситуации на рынке и нечеткое понимание его возможностей.


В спектр рыночных возможностей входят качество выбранной модели бизнеса (т.е. ее адаптивность, гибкость, способность генерировать доходы и прибыль, защищенность от неблагоприятных воздействий), конкурентная рыночная позиция, рыночный потенциал проекта.


Многие считают большим преимуществом выход первыми на рынок. Увы, в реальности компании, зачастую, слишком поздно понимают, что рынок для их услуг оказывается слишком узким. Особенно часто это происходит на рынках электронной коммерции, когда потенциальные клиенты и партнеры оказываются просто не готовыми к использованию новых технологий. Если же рынок достаточно велик и готов к принятию новой услуги, необходимо суметь поддержать передовые позиции. Ничто не привлекает новых игроков, как новая выгодная идея, которую, к тому же, легко воспроизвести. Компании, не сумевшие постоянно вырабатывать новые подходы эффективного использования своих ресурсов (физических или умственных) становятся частью толпы конкурентов, каждый из которых борется за быстро уменьшающуюся рыночную нишу.


Пример:


Два года назад на международный онлайновый рынок химической промышленности ринулись все, и на нем было создано более 30 бирж. Где они сейчас? Ни одна из них не смогла набрать достаточного числа клиентов и менее чем через год большинство из них сошли со сцены. Остались практически только три: Elemica, ChemConnect и CheMatch.


Комментарий:


Рынок электронной коммерции в секторе В2В, увы, не резиновый. На нем удерживаются лишь компании, нашедшие нужную нишу и правильно позиционирующие себя на нем. В Интернет уже появилось эмпирическое "Правило 70/3": "Три торговые площадки обеспечивают 70% оборота онлайновой торговли в данном секторе рынка". У нас в стране оно тоже работает. Основной оборот среди горизонтальных порталов в Рунет приходится на три ресурса: Rambler, Yandex и List-Port (Mail.ru). Большая часть посетителей В2В площадок металлургической отрасли приходят на три ресурса: Rusmet, MetallTorg и Metals-Russia.

Финансирование

"Если вы хотите знать, что Господь Бог думает о деньгах, тогда посмотрите, кому он их дает".
М. Бэринг


Следующим фактором, влияющим на успех интернет-проекта, является его финансирование. Причем, крах проекта может объясняться как недостаточным финансированием, так и нерациональным использованием полученных средств.


Это не только объем финансирования, но и его качество, понимание инвестором целей проекта и ситуации на рынке. Не только объем финансирования, но и его качество, влияют на успешность осуществления проекта. Причем, для финансирования высокотехнологических проектов, каковыми являются электронные торговые площадки, целесообразно привлекать "умные", а не "глупые" деньги.


"Умные деньги" – финансирование, которое помогает не только оплачивать счета, но и развивать бизнес, помогает найти стратегических партнеров, привлечь классных специалистов. В этом случае инвестор, заинтересованный в успехе бизнеса, помогает компании в оптимизации ее деятельности. "Глупые деньги" предоставляются инвесторами, практически не участвующими в процессе становления и развития компании. Такие деньги не привлекают никаких других ресурсов, и наличие их, иногда, гораздо хуже, чем отсутствие финансирования для достижения целей проекта.


Пример:


Компания MetalSite была создана в 1998 году как отраслевая электронная торговая площадка. Ее учредителями стали компании Weirton Steel, Bethlehem Steel и LTV. В конце 1999 года интернет-инкубатор Internet Capital Group (ICG) выкупил у Weirton Steel 35% акций компании за 180 млн. долл.


С 1999 по 2000 гг. оборот компании удвоился, а число сделок на площадке увеличилось с 9 тысяч до 50 тысяч. Однако, несмотря на заметные успехи, к лету 2001 года площадку пришлось закрыть из-за отсутствия средств на дальнейшее финансирование. Израсходовав около 35 млн. долл. первоначальных инвестиций, торговая площадка не смогла получить дополнительного финансирования, поскольку ее учредители столкнулись с финансовыми проблемами.


Корпорация LTV Corp. обанкротилась, у компаний Weirton and Bethlehem Steel, из-за ухудшения ситуации на рынке металлов, начали резко падать доходы. А компания ICG списала расходы на торговую площадку, и решила выйти из игры.


Комментарий:


Для обеспечения устойчивого финансирования онлайнового проекта можно порекомендовать следующие действия:

  • Согласование с инвестором точного плана финансирования;
  • Создание резерва, позволяющего не прекращать работы в случае задержек в финансировании;
  • Иметь несколько источников финансирования.

    Продолжение: "Продукция и услуги"


    Подробнo о результатах исследования причин неудач при создании систем электронного бизнеса в корпоративном секторе можно узнать из отчета по аналитическому исследованию "В2В: Риски и ошибки". Ознакомиться с содержанием и приобрести отчет можно по адресу //oborot.ru/order/17

  • Прокомментировать
    Читайте также
    Имя:*
    24/11/2005
    Легенды и мифы e-commerce 61
    Как многие точно подметили, всё (кроме мифа 4) с точностью до наоборот....
    Форум Ведение бизнеса Общий менеджмент
    марианна
    20/08/2003
    Магазины приколов 20
    Помогите пожалуйста!!!

    Скажите где в Москве есть магазины приколов???срочно нужно!
    Форум Ведение бизнеса Общий менеджмент
    07/03/2003
    Хотите узнать, как использовать Интернет в бизнесе?
    Агентство интернет-рекламы Promo.ru приглашает желающих на семинар под названием «Веб-сайт для решения бизнес-задач»... Подробнее
    Валерий Кутуков
    05/03/2003
    Электронный бизнес - ошибки и решения. Часть 3. Структура проекта
    Большинство компаний при создании структуры управления ЭТП применяют схемы, использующиеся в компаниях традиционной экономики. Однако при внедрении интернет-проекта такие схемы становятся не способными оперативно реагировать на происходящие изменения как на рынке, так и в технологиях... Подробнее
    05/03/2003
    С помощью сайта ТНК планирует влиять на западные финансово-промышленные круги
    С помощью сайта компания планирует информировать западные финансово-промышленные круги, аналитиков и зарубежную прессу о своей деятельности... Подробнее
    Главная Новости Удержание клиентов Дизайн и usability