подписка
Подписаться
28/12/2011

Что год ушедший нам оставил

Что год ушедший нам оставил

И вот, прошел еще один год. Что он принес нам, в чем не оправдал наших ожиданий и что переставил с ног на голову (или с головы на ноги)? Редакция Oborot.Ru выбрала 9 наиболее интересных, на наш взгляд, трендов уходящего года и приглашает вместе вспомнить многое из того, что с нами происходило.

1. Глобализация, сэр

Российский рынок интернет-торговли становится лакомым кусочком для иностранных компаний. Среди всех стран Европы, Азии и Африки России было присуждено почетное 3-е место по привлекательности для развертывания деятельности иностранных онлайн-ритейлеров. А задолго до публикации результатов этого исследования компания-провокатор Cisco опубликовала практические рекомендации относительного того, как иностранцам было бы правильнее захватить свой кусочек российской интернет-торговли. Между тем, пока западный ритейл только присматривается к нашим реалиям, покупатели уже увидели, где выгоднее делать покупки, и исправно сливают деньги за рубеж. Ожидается, что эта тенденция только усугубится и в 2012 году. Что ж, увидим в следующем году, сумеет ли российская е-коммерция отстоять позиции и не допустить роста влияния супостатов.

2. Фонд поддержки российских проектов

Впрочем, интерес к российскому интернет-бизнесу проявляется далеко не только в том, как бы его поскорее потеснить и занять освободившееся место. Многие проекты сейчас получают значительную поддержку, со стороны как российских инвесторов, так и иностранных.

Первый рекорд в области разовых инвестиций поставил в апреле KupiVIP – $55 млн, но уже в сентябре его обошел OZON – $100 млн. Также в уходящем году состоялось первое IPO интернет-магазина: продавец ноутбуков и электроники "Ютинет.ру" привлек на ММВБ 390 млн руб.

Постоянно увеличивающийся размер вложений говорит о том, что инвесторы поверили в электронную коммерцию в Рунете. Настоящим инвестиционным "монстром" в этом году показала себя компания Fast Lane Ventures: существуя с середины 2010 года, она разработала и профинансировала уже 13 интернет-бизнесов в области B2C, в том числе нашумевший интернет-магазин обуви Sapato.ru.

3. Где товар, там и купон

Купонные сервисы, о которых еще пару лет назад почти никто в России и не слышал, сейчас стали заметными игроками рынка и продолжают активно набирать обороты. Groupon, Biglion, BigBuzzy, "КупиКупон"… Количество их постоянно растет. Согласно опросу PwC, 80% респондентов знают о них, 36% покупают купоны с разной степенью регулярности, 14% приобретают купоны постоянно.

Пока развитию этого сектора интернет-торговли ничто не угрожает, его представители пробуют самые разнообразные форматы работы, пробуя свои силы в новых сегментах торговли. Так, Biglion уже вступил в борьбу за рынок потребительских товаров, открыв на своем сайте раздел с продуктами питания и бытовой химией.

4. Социальные сети

Несомненным победителем в грустной номинации "провал года" оказалась российская социальная коммерция, а точнее продажи в социальных сетях, на которые вот уже много лет возлагаются серьезные надежды. То есть что-то вроде и происходило: приложения создавались, число пользователей в них росло, но внятными цифрами по продажам так никто и не похвастался. Лишним подтверждением этому стало сворачивание собственной платежной системы "В Контакте", даже не до конца на тот момент развернутой. Представители социальной сети тогда заявили, что, поскольку услуги интернет-магазинов "В Контакте" нашли отклик менее чем у 1% всех зарегистрированных пользователей, нет смысла "развивать непрофильное направление" и плевать против ветра, читай – подгонять систему под требования закона "О национальной платежной системе". Упомянутый закон, кстати, также отметился в трендах года – чуть ниже в списке.

5. Лучше и цивилизованнее

И еще не раз за последние 12 месяцев подтвердилось: прав был старик Дарвин. Эволюция в принципе на месте не стоит, а эволюция стандартизации и упорядочения интернет-бизнеса так и вовсе идет вперед семимильными шагами. Прошедшая осенью профильная конференция "Электронная торговля – 2011" собрала рекордное число посетителей за все годы проведения – более 600 специалистов, тем самым подтвердив статус самой крупной конференции по интернет-торговле в России.

С целью разработки правил цивилизованного подхода к е-коммерции по инициативе Oborot.ru была создана Ассоциация розничной электронной торговли. Комиссия по электронной коммерции появилась и у РАЭК`а. Ответственность за упорядочение и "обеление" используемых методов работы также взяли на себя многие агентства интернет-рекламы, а также представители платежных систем.

6. Электронные расчеты под присмотром государства

29 сентября случилось еще одно знаковое событие под грифом "2011" – частично вступил в силу закон "О национальной платежной системе". Событие было неоднозначным: с одной стороны, решились многие вопросы, например, о статусе электронных денег и мобильных платежей, с другой – закон заметно ударил по ряду компаний, работающих в онлайн-бизнесе. Для интернет-магазинов в статьях нового закона нашлись свои подводные камни – хотя бы тот же счет №40821, фактическая необходимость создания которого по сей день стоит под вопросом у многих компаний. Не будем забывать и о том, что часть статей этого ФЗ вступит в силу в 2012 году – стало быть, ждем новых вестей с законодательного фронта.

7. Чиновники о персональных данных

В ушедшем году, спустя 5 лет правок и доработок, вступил в силу закон N 152-ФЗ "О персональных данных". Планировалось, что он будет способствовать большей цивилизованности распространения личных данных в Сети и обеспечит пользователям большую информационную безопасность. На практике же, увы, положения нового закона оказались нужными и правильными только на бумаге. В частности, вызвавший волну негатива в Сети пункт 4 статьи 9 этого закона обязывает всех операторов персональных данных, то есть те компании, которым они предоставляются, получать от клиента письменное разрешение на их обработку. Подобная необходимость уничтожила бы на корню всю систему работы интернет-магазинов, социальных сетей и вообще всяческую маркетинговую активность, связанную с ведением клиентских баз данных и повторными продажами, но, поскольку все компании сегодня работают так же, как и до выхода ФЗ, едва ли принятый закон сколь-нибудь существенно повлиял на интернет-коммерцию на текущий момент. Впрочем, жизнеспособность закона лучше всего покажут грядущие проверки, если, конечно, они действительно последуют.

8. Наступление по всем фронтам

В 2011 году получили свое новое развитие мультиканальные средства продаж. Как минимум, это выразилось в активной интеграции офлайна в онлайн и наоборот. Так, онлайн-гипермаркет "Утконос" открыл офлайновое направление продаж, а традиционно офлайновый ритейлер X5 Retail Group запустил свой интернет-магазин.

Появлялись и куда более необычные проекты мультиканальных продаж. Магазин Enter, запущенный компанией "Связной", активно продвигают все возможные способы ритейла в России: и онлайн, и офлайн, и каталожные продажи – сразу в "одном флаконе".

9. Мы стали старше

Пожалуй, основным и самым заметным трендом в уходящем году стало развитие товарных площадок, который обозначил взросление рынка электронной коммерции в России.

"Молоток.Ру", долгое время будучи фактически C2C проектом, наконец, всерьез взялся за свое позиционирование: в прошедшем году был выбран курс развития, ориентированный на работу с профессиональными продавцами, сформирована новая команда, усовершенствован каталог товаров.

Avito.ru также предоставил новые возможности по организованной торговле для интернет-магазинов: теперь они могут создавать свои страницы с уникальным адресов прямо на сайте. Постоянную работу по улучшению сервиса проводит и команда "Яндекс.Маркета".

К сожалению, так и не случилось на российском рынке полноценного выхода eBay и PayPal: компании по-прежнему лишь обещают открыть в стране свои представительства. Как знать, может быть, в новом году действительно сбудутся все обещания, все долгожданные открытия и даже больше…

 

Прокомментировать
Читайте также
FreeMama_ru
17/01/2012
Торговля в компьютерной индустрии, что вообще происходит? 15
Детские игрушки. Магазину меньше года. В декабре рост примерно в 2,5 раза по отношению к ноябрю.
Форум Тенденции развития Российские тенденции
11/01/2012
ИП призвали к Порядку
1 января 2012 года вступил в силу новый Порядок кассовых операций, в котором оговорен порядок выполнения операций с наличными денежными средствами. Одним из ключевых нововведений Правил стало приравнивание ИП к организациям и применение к ним большинства аналогичных требований.... Подробнее
28/12/2011
Аудитория Рунета выросла
По подсчетам Минкомсвязи, аудитория Рунета на конец 2011 года составила 70 млн пользователей, что на 5,4% больше, чем год назад. Темпы, по заявлению главы Игоря Щеголева, немного снизились по сравнению с 2010 году, но положительная динамика сохранится и дальше: в 2013 году в Сети будет уже 90 млн россиян. ... Подробнее
28/12/2011
Планшет – новогодняя мечта россиян
По данным опроса, проведенным Hi-Tech@Mail.ru, россияне в этот Новый год ждут в качестве подарка электронное устройство. Самым популярным гаджетом среди опрошенных стали планшеты – 33%. Часть населения хотела бы стать обладателем новенького ноутбука – 12%. Для сравнения, в 2010 году только 25% населения выбрали эти две категории в качестве новогодних предпочтений. В исследовании приняло участие около 30 тысяч человек.... Подробнее
Александр Фролов
Управляющий директор, Shop2YOU
16/12/2011
Рынок SaaS 6
Figu:

Поставщикам услуг по большому счёту пофигу будет работать в "+" магазин у пользователя или не будет, на место 1 обанкротившегося через пол года придут 5 новых.


Мы заинтересованы в том, чтобы магазины приносили прибыль своим владельцам и работали стабильно. Ведь если у наших клиентов бизнес успешный, то они не только платят нам каждый месяц, но и развиваются, заказывают новые возможности, открывают дополнительные магазины. Т.е. в итоге способствуют развитию и нашей компании.

Разумеется, мы можем отвечать только за техническую сторону дела, свой бизнес наши клиенты ведут самостоятельно.

Figu:

Вопрос: нафига такие ИМ нужны? Нет ни офисов, ни товаров. Зато есть хорошая цена и печать ООО "Рога и копыта" на гарантию.


Конечно, не все интернет-магазины одинаково полезны. Здесь уже предприниматель сам должен заботиться о своей репутации, иначе у него очень быстро не останется покупателей. Свернуть
Figu:Поставщикам услуг по большому счёту пофигу будет работать в "+" магазин у пользователя или не будет, на место 1 обанкротившегося через пол года придут 5 новых. Мы заинтерес Еще...
Форум Тенденции развития Российские тенденции